четверг, 3 ноября 2016 г.

Домашние задания в первом классе: "Давать нельзя не делать."


screen_120.png
Читать в "Слово учителю"
Иногда поражаюсь с классики советских мультфильмов, фраза "Казнить нельзя помиловать" часто распространена и в системе образования.

И действительно, идут частые споры о том, где нужно выставить запятую, ведь от нее зависит очень многое.
Сегодня разбираемся с домашними заданиями 1 класса: "давать, нельзя не делать" или "давать нельзя, не делать". 
Что говорит нам нормативная база? СанПиН 2.4.2.2821-10 гласит:
...
10.10. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
...- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;...
Участники образовательного процесса разделились во мнениях, кто-то говорит нужно давать домашнее задание, кто-то нет.

 А если задуматься, чем может являться домашнее задание в первом классе? На первой ступени образования учащийся просто не в состоянии самостоятельно определять степень овладения знаниями на уроке, нужно ли ему дополнительно отрабатывать полученные навыки дома или нет. В этом определении ему должны помогать родители.
А что делать, если ребенок отсутствовал на уроке? Согласно закону 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации":
Статья 44:
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
То есть учитель должен предоставить родителям информацию и материалы по программе  обучения в период отсутствия ребенка. В результате начинается обмен информацией о страницах учебников и тетрадей с заданиями для самостоятельного изучения и выполнения. При этом есть вероятность того, что родители дадут на выполнение заданий больше, чем необходимо, "забегут" вперед по программе. Также, в силу индивидуальных особенностей учащихся, кому-то просто необходимо дополнительно проработать изученный материал дома. Я не говорю о том, что нужны обязательные домашние задания, но рекомендации учителя имеют место быть.
Также мы хорошо помним резонансную новость о возбуждении уголовного дела за назначение домашних заданий учителем 1 класса. И, к сожалению, от этого не застрахован ни один учитель, дающий рекомендации родителям о выполнении дополнительных заданий.
Публикуя домашние задания в социальных сетях, на своем сайте, пересылая задания по почте, учителя не задумываются о сопроводительном тексте. Как правило это: "Домашнее задание: выполнить упражнения в прописи на странице 9." Для некоторых родителей, особенно после незначительного конфликта или плохого настроения ребенка, это сигнал к действию: написать претензию, жалобу, заявление.
Сегодня, для учителей 170 московских школ, участвующих в пилотном проекте по апробации общегородского электронного журнала (улучшенной версии), предусмотрена  возможность рекомендации проработки дополнительных материалов дома, в рамках нормативных актов, не нарушая норм права. Учителя, при назначении домашнего задания, теперь могут выбирать его тип: обязательное/добровольное, с оценкой/без оценки. так же есть возможность назначения индивидуальных и групповых заданий внутри класса.
Домашние задания становятся персонализированными и могут носить рекомендательный характер.
Школе остается только один шаг, чтобы защитить своих учителей, которые дают рекомендации родителям по их просьбе или по своей инициативе. Необходимо в положении о ведении электронного журнала/дневника (локального акта школы) прописать пункт:
Домашние задания, назначенные с атрибутами "Добровольное" и "Без оценки",  являются рекомендациями учителя по отработке полученных знаний и навыков на уроке, и/или в случае отсутствия учащегося на уроке.
Домашние задания с указанными выше атрибутами необязательны для выполнения и не оцениваются. 
Считаю, что именно обязательность и оценивание домашних заданий является нарушением правовых норм. Остается вопрос, готова ли школа защитить своих учителей?



Комментариев нет:

Отправить комментарий