вторник, 14 марта 2017 г.

Здоровая конкуренция образовательных организаций в медиапространстве - залог успеха каждой школы!

В процессе моей работы в сфере образования мне часто приходилось, и приходится, проводить анализ конкурентной среды среди образовательных организаций района где я работаю. Оказалось, что это даже интересно - проводить анализ статистических данных и выводить сухие цифры в наглядном и понятном для всех виде. Сегодня, в своем блоге, я решил завести хорошую традицию проводить анализ достижений образовательных организаций района Некрасовка города Москвы с той целью, чтобы школы могли увидеть свои сильные стороны и проработать слабые, а для родителей будущих учащихся московских школ просто была информация о том, какими достижениями может похвастаться та или иная школа. Важно, что аналитика проводится и будет проводится только на основании открытых и достоверных данных.
Итак, первый обзорный пост! Поехали!


Особенности района
Район расположен на юго-востоке Москвы за пределами МКАД. Активное заселение района началось в 1962 году с постройкой в непосредственной близости Люберецких очистных сооружений. Следующий импульс развития район приобрел в 2002 году, с присвоения статуса района города Москвы, с соответствующим финансированием в том числе и образовательных учреждений. На тот момент в районе функционировали школы в настоящее время объединенные в три образовательные организации ГБОУ Школа № 2089 (открытие первого здания 1912 г., реорганизация 2013 г.), ГБОУ Гимназия № 1595 (открытие первого здания неизвестно., реорганизация 2012 г.) и ГБОУ СОШ № 1366 (открытие первого здания 2007 г., реорганизация 2013 г.), в образовательных организациях сложились сплоченные коллективы и свои традиции, было выпущено не одно поколение выпускников.

Третий, самый мощный, импульс развития связан с присоединением в 2011 году новых территорий, на которых началось строительство жилого района с проектной мощностью 40 тысяч жителей. На этих территориях в 2012 году были открыты образовательные организации ГБОУ Школа № 2053 и ГБОУ Школа № 2051. В каждую ОО вошли в состав и дошкольные учреждения нового микрорайна. На протяжении 2012-2016 учебных годов, в связи с вводом в эксплуатацию новых жилых домов, у школ нового микрорайона не было проблем с наполняемостью контингента. Ситуация кардинально начала меняться с анонсированием строительства новых зданий образовательных организаций 2017-2019 годах. Началась активная, здоровая конкуренция между школами района. Допустимо утверждение, что родители будущих воспитанников дошкольного отделения и начальной школы выбирают образовательную организацию по территориальному признаку, чтобы было удобнее водить ребенка в школу, и уже там они стремятся выбрать классы с наиболее сильной программой, ориентируются на наиболее результативного учителя или учителя, специализация которого наиболее отвечает потребностям семьи (проектная деятельность, математические олимпиады, филологические олимпиады). В то время как учащиеся средней и старшей школы более самостоятельны, а соответственно образовательную организацию уже можно выбирать по степени профилизации, результативности итоговой аттестации или независимых диагностик. Именно поэтому прогнозируется «миграция» учащихся среднего звена между школами в течении будущих 2-3 лет. В этой связи, анализируемой Школе № 2051, как и другим школам района, необходимо продумать концепцию реализации маркетинга образовательных гарантий государства и дополнительных образовательных услуг, продемонстрировать возможности воспитания и социализации учащихся именно в их образовательной организации.
Анализ результатов деятельности школ Некрасовки в 2015-2016 учебном году.
В августе 2016 года Департаментом образования города Москвы был опубликован рейтинг школ Москвы ТОП-300 и ТОП-500.
В сегменте района Некрасовка лидирующую позицию занимает Школа № 2089, входи в рейтинг ТОП-300, на втором месте стоит Школа № 1366 на 375 позиции, и на третьем месте Школа № 2051. Также стоит сказать, что школа № 2089 вошла в рейтинг ТОП-500 России.
Что касается результатов сдачи ЕГЭ, то здесь в лидеры вышла Школа № 1366, а школа № 2051 также стоит на третьем месте.
Однако стоит учитывать, что представленная статистика является процентным соотношением успешности сдачи экзамена выпускниками по сравнению с количеством выпускников в указанных школах. А по количеству выпускников безусловным лидером опять-таки является Школа № 2089.
Также будет интересна статистика успешности выступления учащихся школ Некрасовки на втором этапе Всероссийской олимпиады школьников, данная статистика может рассказать родителям будущих учащихся школ о том, какие предметные области даются лучше в той или иной образовательной организации, что также является не последним фактором в выборе образовательной организации.
Маркетинговая составляющая в демонстрации образовательных продуктов.
Мы разобрали объективные данные по школам Некрасовки, которые призваны помочь родителям и учащимся с самоопределением траектории своего обучения. Однако если данная информация будет отсутствовать у родителей, то и на первое место будут выходить другие, субъективные факторы, которые, как правило, не всегда работают в положительную сторону для любой образовательной организации. В этом контексте важно проанализировать, как и на каком уровне представлены образовательные организации в медийном пространстве.
Так, только сайты образовательных организаций Школы № 2051 Школы № 2089 входят в зеленую зону Всероссийского рейтинга школьных сайтов, то есть в этих образовательных организациях заботятся о том, как представлен контент для посетителей их сайтов. Что касается статистики посещения сайтов школ, то здесь лидером посещений по данным Яндекс.Метрики является Школа № 2089:
1.   Школа № 2089 – 26129 посетителей за год
2.     Школа № 2051 – 24070 посетителей за год
3.     Школа № 2053 – 20392 посетителей за год
4.     Гимназия № 1595 – 18240 посетителей за год
5.     Школа № 1366 – 13663 посетителей за год

При этом, по данным сервиса wordstat.yandex.ru количество запросов «школы некрасовки» интересуют порядка 12000 пользователей в год, также стоит понимать, что в результаты поискового запроса входят не только официальные сайты школ, но и другие ресурсы на которых упоминаются образовательные организации. А это сервисы по агрегированию основной информации об учреждениях (адреса расположения, сайты, отзывы), социальные сети, сайты сотрудников образовательных организаций.
В этом контексте стоит посмотреть, как представлены образовательные организации в сети Интернет:
Таким образом можно утверждать, что преимущества в маркетинге своих образовательных продуктов будут иметь Школы № 2051, 2089 и 1595.
Нужен ли школе отдел маркетинга? Если да, то как он должен выглядеть и за что отвечать?

По данным поисковика Яндекс, результаты выдачи Школы № 2051 в запросе «Школы Некрасовки» стоят лишь на 10 месте. Из чего можно сделать вывод, что при всех возможностях, указанных в аналитической справке Школа уделяет недостаточное внимание формируемому контенту в сети Интернет.
Что касается маркетинга своих образовательных продуктов и достижений по средствам социальных сетей было выявлено, что потенциальная аудитория подписчиков на контент образовательной организации может достигать 3658 человек. На январь 2017 аудитория подписчиков сети Вконтакте Школы № 2051 составляла 17,44 % от проектной мощности.
Также анализ результативности школ Москвы на уровне региона и России частично зависит от грамотной маркетинговой кампании, качественный контент, создаваемый образовательной организацией, ведет к открытости и понятности образовательного процесса, повышает уровень воспитания и социализации учащихся.
Для обеспечения постоянного присутствия школы в сети Интернет, агрегирования страниц и ресурсных карточек про школу под единым брендом, быстрая реакция на запросы общества по средствам открытых каналов связи, необходимо создание маркетингового отдела в образовательной организации.
Структура, цели и задачи отдела
Отдел должен иметь 4 направления работы, допускается (и даже желательно) включение актива ученического самоуправления в работу отдела, с целью формирования образа школы в сети и с ученической точки зрения.
Функционал по работе с сайтом ОО должен включать:
·        Взаимодействие со всеми структурными подразделениями по сбору, систематизации и структуризации информации.
·        Осуществление мониторинга по наполняемости контента.
·        Своевременное наполнение сайта качественным контентом и поддержание достоверности данных указанных на сайте.
Функционал по работе с медиа-контентом – сбор и обработку фото и видео материалов. Работу с каналом YouTube и снабжение других сотрудников отдела фотоматериалами и инфографикой. Учитывая, что фото-видео обработка достаточно трудоемкий процесс, от сотрудника, курирующего это направление требуется высокие профессиональные качества и временные затраты.
Взаимодействие со СМИ предполагает модерирование карточек образовательной организации в поисковых системах Яндекс и Google, сбор информации об упоминаниях в СМИ школы, сотрудников, учащихся в СМИ, работа с отзывами об образовательной организации
Работа с социальными сетями является зеркальным отражением всех направлений отдела, продвижением маркетинговых кампаний в социальных сетях, а также сбор мнения заинтересованных лиц об организации локальных моментов образовательного процесса (подготовка результатов опросов, мнений подписчиков для управляющего и педагогического совета). При правильной организации работы с социальными сетями, представительства школы могут стать автоматизированными агрегаторами контента, требующие лишь одобрения контента и его незначительной модерации.
Важно!!! Отдел маркетинга не должен осуществлять деятельности по решению индивидуальных вопросов между участниками образовательного процесса, а должен отражать общие подходы, мнение ОО при общественном обсуждении вопросов обучения, воспитания и социализации в открытом медиа-пространстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий