вторник, 4 апреля 2017 г.

Принцип объективного оценивания в старшей школе вместо измерения среднего балла

Каждый из нас знает, что согласно ст. 5.3 пункта б  приказа  Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов":
Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Но как выставляются отметки за полугодия и год? - Порядок выставления этих отметок регламентируется локальными актами школы. Сегодня разбираем важный пункт положения об учете успеваемости и промежуточной аттестации.

Возьмем отрывок из типового положения с сайтов нескольких школ школ об  учете текущей успеваемости и порядке выставления отметок в аттестационных периодах (для 10-11 классов).

В 10-11 классах аттестационные периоды (модули) приравниваются к полугодиям.
...   
Годовая отметка в 10-11 классах определяется как среднее арифметическое отметок полученных за аттестационные периоды с преобладанием второго аттестационного периода (полугодия) с округлением до целого числа.
Пример:
1 полугодие
2 полугодие
Год
4 (четыре)
5 (пять)
5 (4,5)
5 (пять)
4 (четыре)
4 (4,5)
3 (три)
4 (четыре)
4 (3,5)
4 (четыре)
3 (три)
3 (3,5)

Конечно такой подход помогает стандартизировать принципы оценивания по всем предметам, однако при этом мы проводим оценку знаний исходя из того, насколько учащийся был успешен на уроках во временном промежутке, но не можем отобразить на сколько он был успешен при изучении тем и больших разделов тем (содержательных модулей). Мы показываем ребенку и родителям его "среднюю температуру" за полугодия и за год. Еще один минус такого подхода, что количество накопленных оценок по разным темам и тем более предметам не всегда совпадает, что не позволяет говорить об объективном оценивании изучения курса в целом.
Простой пример:
По теме "Программирование", которая имеет высокий уровень сложности, учащийся накопил 3 оценки, а по теме "Электронные таблицы", менее сложной, их количество достигло 7. То есть в конце полугодия приоритет будет отдан именно теме "Электронные таблицы". Регулировать такую ситуацию учителю, тем более индивидуально для каждого ребенка, крайне сложно. Высока вероятность завышения требований к учащемуся и создания ситуации постоянной неуспешности. Не говоря уже о том, что мы не можем указать ребенку на проблемные темы для того, чтобы он их лучше проработал перед ЕГЭ.
Исправить ситуацию может оценивание по содержательным модулям и его учет при выставлении полугодовых или годовых оценок. Для этого нужно внести следующие правки в положение об учете успеваемости:

В 10-11 классах аттестационные периоды (модули) приравниваются к полугодиям.
...   
В 10-11 классах:
 Полугодовые отметки выставляются на основании средневзвешенного балла за полугодие по таблице (для примера)
Для предметных областей:
Естественно-научные предметы, математика и информатика, общественно-научные предметы, филология
Искусство, технология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности, предметы по выбору
Средний балл
Отметка
Средний балл
Отметка
2,0-2,59
2 (два)
2,0-2,49
2 (два)
2,60-3,59
3 (три)
2,50-3,49
3 (три)
3,60-4,59
4 (четыре)
3,50-4,49
4 (четыре)
4,60-5,0
5 (пять)
4,50-5,0
5 (пять)

Годовая отметка в 10-11 классах выставляется как среднее арифметическое  отметок обучающегося за содержательные модули рабочей программы по предмету целым числом в соответствии с правилами математического округления.
Отметка за содержательный модуль выставляется как среднее арифметическое между  баллом за промежуточную аттестацию за модуль и средневзвешенным баллом за модуль, с округлением до целого числа.

Именно при таком подходе мы можем говорить, что аттестация учащихся проводится с учетом успешности освоения содержательных модулей и курсов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий