вторник, 23 мая 2017 г.

Каким должен быть анализ контрольных работ

Каждый учитель знаком с понятием "анализ контрольных работ", кто-то считает его необходимым документом учителя, а кто-то очередной бумажкой, которую требуют с учителя для "галочки". Так что же отталкивает нас в этом документе и как упростить работу с ним?


Как выглядит стандартный отчет
Стоит обратиться к "стандартному" отчету анализа контрольной работы. Представляет он собой текстовый документ, что уже по своей сути делает невозможным быстрый анализ и получение статистических данных.
После заполнения, а точнее сказать дублирования, сведений из электронного журнала, необходимо заполнить поля:
  • количество учащихся
  • сколько детей писало работу
  • количество отметок по типам
  • успеваемость, качество, обученность
Все это необходимо просчитать самостоятельно или воспользоваться сторонними программами для расчетов.
В конце нужно записать: какие темы были усвоены хорошо и какие ошибки допущены (с процентами ошибок), то есть педагогу необходимо записывать эти данные в какую-то таблицу, а потом уже систематизировать их, параллельно проводя подсчет совпадений.
Не удивительно, что при таком подходе нам требуется до двух недель на проверку работ. А главное, можно поспорить об эффективности такого анализа.
Анализ данных на основе элементов содержания позволяет формировать образовательную стратегию.
Другое дело, когда анализ контрольной работы дает нам информацию о том, какие элементы содержания были усвоены на достаточном уровне, а какие темы стоит проработать еще раз. На основе такого анализа мы даже можем формировать метагруппы учащихся, для которых можно будет организовать внеурочную деятельность по освоению конкретных элементов содержания, тем самым реализовывается индивидуальный подход в оценивании и формируется индивидуальная образовательная стратегия.
Кстати, если провести стартовый контроль (без фиксации отметочных результатов в электронный журнал), то можно осуществить коррекцию рабочей программы, уделив больше внимания тем темам, которые у учащихся вызывают наибольшее затруднение.

Описание шаблона на основе анализа КЭСов.
  • Шаблон является бинарной формой заполнения решенных задач каждым учеником.
  • В нем заложена возможность учета 8 заданий для 8 классов. 
    • Количество заданий и количество учеников в классах может быть увеличено путем добавления столбцов и строк соответственно и протяжки ячеек с формулами.
    • Если в классе отсутствуют учащиеся, то класс исключается из сводного отчета автоматически.
  • Шкала оценивания настраивается один раз для всех учащихся и схожа со шкалой общегородского электронного журнала Москвы.
  • В результате учащегося учитываются такие факторы как:
    • вес каждого задания;
    • условие получения двойки при всех неосвоенных элементах содержания;
    • отсутствие решения при наличии правильного ответа;
    • наличие метапредметных ошибок при освоении элементов содержания.
  • Сводная ведомость формируется автоматически в виде таблицы и общей диаграммы, которая отражает соотношение освоенных элементов содержания классом и общего показателя по школе.

Этапы работы с шаблоном

1. Настройка шкалы оценок

Отметка54321
До86420
От75310
Допустимо отсутствие решения23888

В этой таблице ключевыми строками являются минимальные баллы для отметки и допустимое количество задач без решений.
Пример на основе исходных данных:
В контрольной 8 заданий. Ученик выполнил 7 задач, но для 3 задач не предоставил решения. То есть считается, что элементы содержания освоены, но учащийся не умеет описывать ход решения.
Рабочая формула расчета:
=if(B19="н";"н";if(and(O19>=D$3;M19<=D$4);5;if(and(O19>=E$3;M19<=E$4);4;if(and(O19>=F$3;M19<=F$4);3;if(and(O19>=G$3;M19<=G$4);2;1))))) 

2. Определение количества номеров и подготовка списков учащихся

Все формулы используют диапазоны. Если вы будете добавлять строки и столбцы внутри диапазона, то формулы будут автоматически корректироваться. Далее протяните необходимые формулы.
Добавить столбец
Добавить строку
Протяжка ячеек
Для каждого номера укажите проверяемый элемент содержания в столбце КЭСы. Установите желаемый вес для каждого задания.

3. Ввод данных и получение результатов

После того как вы подготовили шаблон под нужное количество классов, учащихся и заданий, остается только его заполнить. Для каждого КЭСа вводите 1 или 0 (освоен/не освоен), ячейки будут подсвечиваться зеленым или красным цветом соответственно.
Может произойти ситуация, когда учащийся знает как выполняется номер, то есть КЭС освоен, но допустил вычислительную ошибку или невнимательно прочитал условие. Такую ошибку можно отнести к метапредметным (связь с математикой или литературой). В этом случае выставьте КЭСу 1, а в столбец "метапредметные ошибки" внесите количество баллов за задание (1*вес).
Если учащийся отсутствовал на работе, то поставьте "н" в соответствующий столбец.

4. Автоматическая аналитика
По ходу заполнения шаблона, вы будете видеть изменение сводки по классам в режиме реального времени.

Заключение

Этот шаблон составлен с учетом перспективного развития общегородского электронного журнала г. Москвы, где уже сейчас предлагается внести контролируемые элементы содержания контрольной работы при формировании тематического планирования. Также учтены возможности формирования тестовых спецификаций в московской электронной школе.
Еще раз хочу акцентировать внимание на том, что нужно проводить оценку освоения элементов содержания, а не измерять успешность выполнения контрольной в целом в масштабах класса и школы.

Скачать шаблон
Посмотреть/скачать шаблон




Комментариев нет:

Отправить комментарий