понедельник, 14 августа 2017 г.

Создание однотипных титульных листов рабочей программы

Источник: msk.kp.ru
Разработка образовательной программы, а как следствие и рабочих программ по предметам находится в ведении образовательных организаций. Для меня, как для учителя, самым сложным и нелюбимым этапом было заполнение титульного листа к рабочей программе. Что и говорить, ведь администрация рассылает учителям только образец титульного листа, который напечатан в Word, часто без использования каких-либо функций, которые призваны упростить процедуру корректировки. Также при таком подходе можно забыть и про идентичность титульных листов, начиная с расположения текста, заканчивая размером шрифта и последовательностью элементов. А что если взять и избавить учителей от необходимости заполнять титульный лист программы? Поможет в этом разработанный шаблон базы данных в MS Access.
Для начала я проанализировал нормативную документацию и титульные листы с десятков сайтов образовательных организаций. С уверенностью могу сказать, что нет единых требований к оформлению титульного листа, как и единого подхода школ.
Так из каких элементов должен состоять титульный лист?
Анализ документов школ помог определить несколько важных, и не очень, элементов:
  1. Название образовательной организации
  2. Адрес и способ связи
  3. Эмблема ОО (необязательный атрибут)
  4. Согласование и утверждение
  5. Предмет
  6. Профиль и/или учебно-методический комплекс
  7. Уровень образования
  8. Кому адресована программа
  9. Составители
  10. Год формирования
Кто должен согласовывать рабочую программу?
Совершенно точно ясно, что утверждает рабочую программу директор, а вот как раз в подходе согласования и были наибольшие разногласия школ. Чаще всего отметка о согласовании стояла от имени педагогического совета или методического совета одной датой. А теперь представьте, что в школе 11 классов по 10 предметов (пусть даже на некоторых программа написана на курс) на каждую параллель пишется в среднем 2 программы, а в начальной школе под 3 и более УМК. То есть педагогический совет за один день рассматривает и согласовывает порядка 200 рабочих программ? Тогда это делается не более чем для «галочки». А вот заместитель директора по содержанию образования вполне может в течении 1-2 недель просматривать рабочие программы, а потом согласовать их все, одним днем перед отправкой директору на подпись.

О шаблоне

Теперь о самом шаблоне. Я постарался сформировать его таким образом, чтобы с ним было просто работать пользователю с любым уровнем навыков. Каждый этап выделен в отдельный шаг.

Шаг 1:

На нем формируются простые таблицы, откуда будут браться все необходимые данные для дальнейшего заполнения.
  • Категории - все типы категорий или званий педагогов школы
  • Предметы которые изучаются в школе
  • Уровни образования (НОО, ООО, СОО)
  • Профиль или УМК

Шаг 2:

Формируется таблица педагогов (ФИО и выбор их категории из ранее заполненной таблицы)

Шаг 3:

Формируется основная таблица программ, из которой данные и пойдут в нашу форму. Практически все данные предлагается выбрать из списка ранее заполненных данных, кроме «для кого» - в этом поле предоставляется полная свобода записей. На этом этапе важно помнить две вещи:
  • Если нужны дополнительные данные, то их нужно  внести в таблицы шага 1 и 2
  • Если данных для заполнения полей рабочих программ нет, то оставьте поле пустым. оно не будет отображаться в итоговой форме.
Также есть атрибут отметки завершения работы над программой, который служит для справки (не идет в итоговую форму).

Шаг 4:

На этом этапе вы готовите шаблон для всех рабочих программ. В режиме конструктор внесите изменения в название ОО, почтовый адрес и адрес электронной почты. Запишите кто согласует и утверждает рабочие программы.
Затем, в два клика сделайте экспорт всех титульных листов в формат PDF для распечатки.
Вы получите 200 и более (столько сколько нужно) абсолютно идентичных титульных листов в два щелчка мыши.
Единственное, что мне не удалось сделать, так это создать элементы отображения категорий всех соавторов.

Шаг 5*:

Этот шаг позволит вам не только быстро вывести на подпись все титульные листы, но и подготовить их для публикации на официальном сайте школы.
Однако здесь потребуется больше самостоятельных действий от пользователя (завуча). Нужно только в режиме конструктора удалить старые записи о названии, адресе и согласовании, а затем выполнить простое копирование этих элементов из 4 шага. Все элементы встанут на свои места автоматически.
* - в 5 шаге представлены возможные варианты формирования титульных листов для сайта.
Скачать шаблон

Личное мнение

В заключении хотелось поделиться своим мнением по двум вопросам:
  1. Можно ли использовать подложку подписей и печати для электронных копий рабочих программ?
    Считаю, что так как речь идет именно о копиях, которые служат только средством публичного информирования, то такой формат допустим, тем более, что он экономит большое количество времени.
  2. Нужно ли производить печать копий рабочих программ?
    Как правило, на местах заместитель директора распечатывает рабочие программы, а также администрация школы требует, чтобы у каждого учителя также была бумажная копия программы в классе. Простая арифметика - 200 программ умножаем на 30-40 страниц каждой и получаем 6000-8000 никому ненужных страниц (12-18 пачек бумаги). Я сильно сомневаюсь, что учитель каждый день перечитывает все 40 страниц своего же текста, а может быть к нему в «читальный зал» приходят родители и дети? Тоже нет!
    Так может тогда достаточно только распечатанных и подписанных титульных листов рабочих программ и электронных версий самих текстов, готов к распечатке в любой момент времени?...

Комментариев нет:

Отправить комментарий